История самовара как символа русского быта

2022-07-20

Уютный летний вечер, приятная тишина сада, легкая свежесть, аромат зелени, гармонично сочетающийся с пряным запахом горящих дров пыхтящего самовара, ведущий к сервировке стола и завариванию чудесного чая. Медный и блестящий "добрый друг" издавна привлекал теплотой и гостеприимством. Став негласным символом России, самовар выполняет сегодня важную миссию, повышая интерес к культурному наследию, сохраняющему богатство традиций. С чего начинается таинственная и уникальная история самовара?

История самоваров

Своим появлением он обязан чаю, для заваривания которого требовалась горячая вода. В Древней Руси люди обычно пили мед, квас, пиво и сбитень, но "восточное гостеприимство", привезенное из Китая в 17 веке, нарушило существующие традиции. Первое чаепитие состоялось в 1638 году при царском дворе. Первоначально этот освежающий напиток с приятным вкусом и ароматом употреблялся только в домах знати и только в качестве лекарства. Но уже к началу 19 века чай приобрел статус русского национального напитка, для того чтобы приобщиться к данному событию как чаепитие, достаточно было лишь самовар тульский купить и пригласить к столу всех желающих.

Как возникли первые самовары

Старинный самовар - Authepsa

Существует множество легенд о том, кто привез в Россию первые самовары. Существует версия, согласно которой это интересное устройство было привезено из Нидерландов Петром I. Но большинство историков считают, что самовар - это исконно русское изобретение, восходящее к древним цивилизациям. В Древнем Риме археологи обнаружили устройство для подогрева напитков или охлаждения - автопса (древний самовар), конструктивные особенности которого схожи с русской "чайной". Подобное устройство существовало в Древнем Китае. Металлический или фарфоровый хого, в котором подавали бульон, вполне мог быть прототипом русского самовара. Но даже на их родине существовали устройства, претендующие на роль прародителя самовара. Русские умельцы приспособили чайник для подогрева воды для сбитня (напитка из трав и меда). Не менее интересными были устройства, применяемые в полевых условиях - самовары-кухни, которые использовались для приготовления пищи и кипячения воды. Можно с уверенностью сказать, что к концу XVIII века принцип угольного самовара окончательно оформился в России, а внешний вид устройства стал частью декоративно-прикладного искусства.

Самовары (XVIII-XIX век) на любой вкус и достаток

Самовар с глобусом

Что касается названия "самовары", возраст которого приходится на 40-е годы XVIII века, историки расходятся во мнениях. Именно в это время в письменных свидетельствах впервые появляется слово, связанное с русской водогрейной машиной. Некоторые считают, что название происходит от идеи - "само закипит", другие связывают происхождение с татарским словом "снабар", что означает "чайник". Любителей чая часто называли самоварщиками, а глагол "самоварничать" использовался вместо "пить чай".

Поскольку в то время самовар изготавливался из меди, латуни, то, по некоторым данным, первые образцы появились там, где развивалась добыча металла, то есть на Урале. Тульский кузнец-индустриалист Н. Демидов после путешествия в 1701 году вместе с искусными мастерами медного ремесла основал Суксунский завод, чем положил начало уральской династии "чайников". Исторические факты свидетельствуют о том, что в 1740 году на таможне в Екатеринбурге при описи имущества Демидова был обнаружен медный самовар весом 16 фунтов собственного изготовления фабриканта. И хотя до сих пор идет спор о том, где был выбит первый сосуд для нагрева воды - в Туле или на Урале, есть мнение, что производство самоваров было основано в то же время.

Также официально установлено, что первый тульский самовар был изготовлен в 1778 году братьями Лисицыными на небольшой самоварной фабрике, открытой на основе старинного производства медных сосудов. К середине XIX века в Туле насчитывалось не менее 80 самоварных предприятий, продукция которых пользовалась большим признанием, проникала во все уголки России и заслужила название "самоварной столицы".Учитывая, что цены на чудо-самовар изначально были довольно высокими, самовар считался товаром для высших слоев общества. Поэтому требования к его внешнему виду были самыми высокими. Как предмет повседневного пользования, прибор должен был отвечать строгим вкусам аристократии и вписываться в стиль интерьеров, которые довольно часто менялись в архитектуре. Тульские умельцы изобрели более ста видов различных форм: рюмки, шары, вазы, петухи, тюльпаны и даже паровозы. Самовар обязательно дополнялся красивыми аксессуарами, а куклу-грелку часто ставили на прибор как для украшения, так и для сохранения тепла.

В создании самовара принимали участие известные художники, разрабатывая как роспись, так и внешний вид устройства. Серебряные и позолоченные самовары, созданные в мастерских К. Фаберже, считаются самыми дорогими, хотя мастера делали не менее исключительные модели из фарфора, стекла, лозы и дерева. Со всей страны и из-за рубежа в Тульскую область съезжались гости, чтобы полюбоваться работами мастеров и попробовать замечательный чай, заваренный по-русски. Позднее самовары более скромного дизайна использовались в крестьянском быту, где они занимали самое почетное место, а самовар бережно хранился и передавался из поколения в поколение.

Клейма самоваров – торговые марки дореволюционной России

В конце XIX века возникла династия производителей самоваров: Баташевы, Воронцовы, Копырзины, Тейле и другие. Со временем было создано так много предприятий, что для идентификации производителя был придуман своеобразный товарный знак. К какому производителю принадлежал тот или иной агрегат, можно было узнать по марке самоваров, которая утверждалась правительством и обязательно маркировалась производителем. Разнообразие брендов было очень впечатляющим. Помимо названия производителя с географической привязкой, имидж бренда был разработан индивидуально. Также были популярны выставки и экспозиции, на которых "короли самоваров" получали призы за лучшие представленные изделия, а корпуса самоваров украшались медалями. Все вывески использовались в рекламных целях, чтобы заявить о себе в коммерческом мире, сформировать свою репутацию и привлечь покупателей и клиентов. И сегодня учитывается наличие клейм и медалей, чтобы правильно оценить старинные самовары.

Марки и медали на самоваре

Советский самовар – часть культурного наследия России

Производство самоваров развивалось быстрыми темпами, процесс изготовления был технически совершенным, и расцвет самоварного мастерства как раз наблюдался в предвоенный период (до 1913 года). Война и революционные годы, истощившие страну экономически, вызвали некоторые изменения. В этот период успешное производство было прекращено, и торговля самоварами поддерживалась в основном ремесленниками и многочисленными артелями в Туле. В 1918 году самоварные фабрики были национализированы. Государственные заводы были созданы из обломков частных предприятий. Так, фабрика В.С. Баташева (поставщик императорского двора) продолжала работать с множества предприятий, перебазированных на патронный завод в Туле и выпускавших самовары с 1920 по 1940 год. Вместо медалей и клейм "фабрикантов" на советских самоварах стали ставить клейма государственных фабрик.

Производство самоваров

Новая эра самоварной промышленности на своем первом этапе характеризуется очень низкой производительностью, которая, однако, оправдывается низкой покупательной способностью сильно обнищавшего российского населения. Но ни во время революции, ни в период НЭПа водонагревательная машина не была забыта. И хотя по многим меркам советский самовар считался буржуазным излишеством и наследием прошлого, красочная копия выжила несмотря ни на что.

СССР – родина электрических самоваров

После Второй мировой войны советский штамповочный завод (переименованный из патронного завода) был единственным в Туле производителем самоваров. Хотя в советский период копии производились и на Суксунском металлургическом заводе, который предлагал широкий ассортимент, пользующийся большим спросом: самовары, чайники, сахарницы, подносы, с красивой художественной росписью.

В 1956 году фабрика "Штамп" начала производство электрических самоваров, которые заменили модели, работавшие на тепловом (угольном) топливе. Самовары СССР с печкой, пластмассовыми ручками и импровизированной трубой больше не пели в трех разных регистрах. И хотя, по мнению экспертов, электричество испортило характерные агрегаты, превратив их в банальные котлы, фабрика Stampa считалась престижным предприятием, выпускавшим более миллиона единиц продукции в год и процветавшим до начала 1990-х гг. В ассортименте были и комбинированные самовары с высокими эксплуатационными качествами. К концу XX века самовары стали уходить в небытие, как и все наследие великой эпохи, включая фарфоровые статуэтки, а на кухнях стали преобладать электрические чайники. Однако производство самоваров не прекратилось полностью.

Производство самоваров

Современная самоварная техника получила второе дыхание и практически не изменилась, сохранив секреты самоварного мастерства. На протяжении нескольких веков тульский самовар был центром торжественного застолья и непременным атрибутом чаепития в лучших русских традициях. И сегодня, отстукивая красивый самовар, чашки с блюдцами, рюмки с бокалами, пряничные человечки и караваи, воссоздают великолепную атмосферу, наполняя очаг теплом и уютом и располагая к душевной беседе.

Меню Сад и огород

Поиск статей